top of page

Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ)

  • Фото автора: Иван Балабанов
    Иван Балабанов
  • 17 февр. 2019 г.
  • 5 мин. чтения

На протяжении последних 10 лет в России продолжается бурный рост числа венчурных организаций: Фондов, бизнес-инкубаторов, акселераторов, клубов и т.д. Сегодня каждая крупная организация, занимающаяся коммерциализацией наукоёмких технологий, запускает свою акселерационную программу. Основными ее целями является привлечение высококвалифицированных специалистов и инновационных решений на удобных для организации условиях, а также дальнейшая их коммерциализация и получение прибыли.


Так работают: Cбербанк-Технологии, Мегафон, Билайн, МТС, Яндекс, Mail Group, Rambler, ВТБ, Tele2, C7, PwC, Лаборатория Касперского и т.д.


Что же касается госкорпораций и государственных Фондов, то основной идеей их создания – развитие инновационной среды в России, импортозамещение, независимость в научной сфере от Запада, а также наполнение госбюджета не только от налогов на нефть и газ, но и от инновационного сектора экономики.


Поэтому считаю привальным сравнивать работу ФРИИ с прочими государственными венчурными институтами развития (Фонд «Сколково», Роснано, Ростех, Роскосмос), а не с коммерческими организациями.

Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ)

Сравнивая ФРИИ с прочими венчурными организациями, то можно выделить ряд преимуществ и недостатков, а также выделяются некоторые моменты, которые для меня остаются непонятными.


Например, ФРИИ уже поддержал более 300 проектов и собирается увеличить это число до 700. Безусловно, это очень высокий результат, но какова эффективность инвестиций и жизнеспособность стартапов? Об эффективности стартапа можно судить только через 5-10 лет.


Складывается впечатление, что ФРИИ финансирует большое количество старпапов для своей акселерационной программы, чтобы, видимо, обеспечить работу сотрудников Фонда.


Высокий порог входа тоже удивляет. Юрлицо, готовый продукт, показатели выручки, команда с опытом, и при этом инвестиции в 1,4 млн руб, из которых 3х-месячная программа обучения оценивается в 600 тысяч.


Например, в Акселератор Coplex можно прийти с идеей и командой и за 9 месяцев создать продукт в посевной стадии. Также стартап-команды с «идеей» принимает и Бизнес-акселератор МГУ.


ФРИИ не имеет особой экономической зоны (ОЭЗ), например, как у Фонда «Сколково». ОЭЗ позволяет снизить отчисления на зарплату и убрать таможенные налоги.


Также я заметил, что ФРИИ направлен на сегмент B2B, как и все остальные венчурные фонды. Сегмент B2C сегодня фонды стараются избегать,так как он не создает особо высоких финансовых показателей. Везде правят цифры.(


«В финансовой модели ФРИИ заложен показатель в 11% успешных проектов. Но в реальности процент успешных стартапов в портфеле ФРИИ сейчас больше — около 25%», - Сергей Скрипников, бывший заместитель директора ФРИИ по коммуникациям.


Данная финансовая модель напоминает принцип работы крупнейшего американского фонда и акселератора «500 Startups», о котором я напишу ниже. Его модель заключается в важности не упущения перспективной команды, нежели произвести ошибку в финансировании неперспективной команды. Но стоит отметить, что «500 Startups» инвестирует 150$ за 6% компании и оценивает свою программу 500 Seed в 56250$ , что является 37,5% от суммы инвестиций. В том же процентном соотношении я подсчитал, что ФРИИ берет за свой акселератор 42,86% от суммы инвестиций.


Но данное предложение значительно привлекательнее, чем Образовательная программа «Стартап-академии «Сколково» длительностью 10 недель и стоимостью 630 тысяч рублей с поездкой в Кремневую долину. Важно отметить, что эти затраты на программу обучения ФРИИ выплачиваются не из собственного кармана, а из средств гранта Фонда.


Похожие условия предлагает Акселератор GVA LaunchGurus. Стоимость программы 11,5 тысяч евро, без перелета и проживания в США.


Наиболее интересным конкурентом ФРИИ является Санкт-петербургский Стартап-акселератор iDeal Machine. Старатпам предоставляется инвестиции в размере $25 тысяч за долю в компании 15-20% и акселерационной программой в 15 недель.


Но тут стоит отметить, что у ФРИИ проекты, подтвердившие свою бизнес модель, могут получить дополнительные инвестиции свыше 300 млн. рублей, чем не может похвастаться ни один российский венчурный фонд.


Все мероприятия проводимые ФРИИ в целом представляют из себя встречу на одной площадке StartUp-компаний с крупными корпорациями. По аналогичной методике работают и другие венчурные фонды.


Основной упор в данной методике делается на относительно крупные StartUp-компании и крупные корпорации. Так как основным показателем эффективности вложения инвестиций для венчурных фондов является финансовые показатели: объем вложенных инвестиций сторонних компаний и валовые показатели выручки StartUp-компаний. Конечно, это создает видимый эффект работы Фонда, но:


  • невозможно излишне часто организовывать данные мероприятия;

  • данные мероприятия являются излишне затратными;

  • длительность мероприятий ограничено человеческим ресурсом;

  • количество презентаций StartUp-компаний также ограничено временем;

и т. д.


Поэтому я предлагаю создать интернет-платформу с личными профилями StartUp-компаний, корпораций, а также прочими компаниями-инвесторами и бизнес-ангелами. Регистрацию на портале сделать свободной для всех стратапов и инвесторов.


StartUp-компаниями будет предложено записать 2х-минутный видеоролик с презентацией своего проекта, инвесторам же – разместить интересные для них направления и примерные условия финансирования.


С помощью данной интернет-платформы StartUp-компании сами смогут предложить свой проект компании-инвестору, нажав на кнопку «Предложить проект» (отправить презентационное видео) и выбрать профиль компании-инвестора. При заинтересованности компании-инвестора, встреча будет назначена в коворкинге ФРИИ, где Фонд будет выступать посредником и гарантом соблюдения сделки.


Тем самым, ФРИИ сможет организовывать более эффективное привлечение внешнего финансирования для своих StartUp-компаний, находящихся на акселерации.


Например, данный подход, по-моему мнению, был бы интересен для IT-гигантов, активно ищущих новые направления развития в сфере высоких технологий.


Это компании: Cбербанк-Технологии, Мегафон, Билайн, МТС, Ростелоком, Яндекс, Mail Group, Rambler, ВТБ, Tele2, C7, PwC, Лаборатория Касперского, Ростех и т.д.


Особо важным моментом является то, что при данном подходе поддержку смогут получить стартапы, которые территориально не находятся в Москве. Так как сегодня стартапы эффективно развиваются лишь в Москве, Санкт-Петербурге, Казани(только IT-проекты), а также в научных городках Новосибирска, Томска и т.д.



Кроме того, отличительной чертой отбора проекта на акселерацию и финансирование ФРИИ, является высокий порог входа StartUp-компании. То есть у компании уже должно быть создано юридическое лицо, готовый продукт, приносящий прибыль. Но, как бывший руководитель StartUp-компании, хочу отметить, что самый сложный этап для стартапа – это первые попытки выхода компании на рынок и получение прибыли! Так как обычно стратап – это группа технических разработчиков, объединенных идеей создания продукта. Именно на этой стадии рушатся наибольший процент StartUp-компаний.


Поэтому я предлагаю 2 варианта развития нового направления ФРИИ:


  1. Запустить отбор проектов на ранних стадиях развития, в том числе проектов физических лиц на стадии «идеи». Да, безусловно, это негативно скажется на финансовых показателей работы Фонда. Но дело ведь не только в деньгах?! Правда?! В течение 3х-месячной акселерационной программы, при грамотной менторской поддержки, можно создать продукт и вывести его на презентацию для инвесторов или даже получить первые продажи. За свои услуги ФРИИ будет получать долю в созданной компании не 7%, а гораздо большую ее часть.

  2. Предлагаю дать возможность стартапам-резидентам ФРИИ включать в свою деятельность схожие проекты, например, физических лиц с проектами-идеями или рабочими прототипами, так как будет идентична бизнес-модель, выходы на рынок, рабочая группа и т. д. Эффект для стартап-компании – расширение производства, новые технологии, рост прибыли (в перспективе), эффект для ФРИИ – большее количество успешных проектов при меньшей долей риска.


В целом, Акселерационная программа ФРИИ, по-моему мнению, очень напоминает акселератор Венчурной компании «500 Startups», действующей в Сан-Франциско, США. Возможно, американская компания была прообразом при создании ФРИИ. Но копировать их программу акселерации и применять ее для российских стартапов нельзя из-за различных экономических ситуаций в странах. Необходима адаптация.


В США: выше конкуренция, больше институтов поддержки стартапов, выше финансирование, упрошенный бюрократический процесс, выше концентрация высококвалифицированных кадров. Это обусловлено бурным развитием Кремневой долины и застоем России в 90е годы. Кроме того, в России долгое время развитию технологий уделялось (и уделяется) внимание лишь в военно-промышленной комплексе, но никак не в гражданском направлении.


Делать выводы – сложно: у каждого акселератора есть свои преимущества и недостатки. ФРИИ отличается высокими порогами входа и смелыми перспективами, но конечный выбор Фонда остается за StartUp-ом и спецификой его деятельности.


Иван Балабанов



Comments


© 2020 БАЛАБАНОВ ИВАН

bottom of page